[ | Менеджмент | | | ]
 || 

Корпорация - как комплексная бизнес-система

Корпорация - как комплексная бизнес-система

Можно выделить три основные области деятельности, без сильных позиций в которых предприятие ОПК не имеет шансов на успех в конкурентной борьбе, а, следовательно, на выживание в долгосрочной перспективе:

·                     Лидерство в маркетинге

·                     Лидерство в НИОКР (военной науке)

·                     Эффективное специальное производство (низкие издержки и высокое качество).

В реальности, за редким исключением, оборонное предприятие имеет собственную научно-исследовательскую базу. Специально создаваемые объединения, между производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами, не обеспечивают эффективного взаимодействия НИОКР и производства. Результатом несбалансированности интересов и отсутствия эффективных механизмов взаимодействия участников объединений является недостаточное финансирование НИОКР, катастрофическое снижение объемов исследований и разработок, снижение инновационного потенциала предприятий, и, как следствие, потеря конкурентных позиций на рынке.

Как правило, предприятия ОПК не реализуют функции маркетинга в необходимом объеме. Имеются как объективные причины, обусловленные спецификой оборонной отрасли, так и субъективные - пассивный и неэффективный менеджмент. С одной стороны, имеется возможность, хотя и не гарантированная, получения государственного заказа, в условиях отсутствия реальной конкуренции. С другой, - экспорт продукции осуществляется только через государственное агентство. С точки зрения контрольных и политических функций, необходимость централизации экспорта через государственное агентство не вызывает сомнения. Однако, имея эксклюзив на экспорт вооружений, государство не принимает на себя никакой ответственности за выполнение согласованных планов объемов продаж и не способно обеспечить лидерство российских предприятий в области маркетинга. Да это и невозможно обеспечить силами одного агентства, вследствие объективных организационных и операционных ограничений. В результате предприятия ограничены или пассивны в реализации функций маркетинга на международных рынках, как с точки зрения самостоятельного поиска новых возможностей (потребителей и рынков), так и изучения потребностей клиентов, с целью создания новых конкурентоспособных видов продукции. Следует также учитывать, что сегодня важнейшей функцией любой корпорации, действующей на рынке, является обеспечение эффективного взаимодействия с клиентами (Customer Relation Management). Тем более что конкурентная борьба смещается в область стратегий дифференциации, через повышение эффективности сервисного обслуживания и других услуг, обеспечивающих добавленную стоимость: поставки комплектующих, модернизация, обучение, ремонт и другие. Для экспортного агентства, усилия которого, в основном сконцентрированы на получении крупных контрактов, это вторичная и не столь важная область деятельности. Однако для предприятий экспортеров - это наиболее важная область деятельности на существующем этапе развития рынка. Сегодня многие российские компании теряют рынки модернизации и сервисного обслуживания, а последствиями этого являются полная утрата связей с потребителями и потеря конкурентоспособности.

В отличие от предприятий, производителей отдельных компонентов и узлов специальной продукции, предприятия, обеспечивающие изготовление конечной продукции, находятся, в более ли менее, благополучном положении. Однако, несмотря на то, что некоторые из таких предприятий имеют внутренние или экспортные заказы, они начинают понимать, что их будущее в роли производственных площадок не столь безоблачно. Некоторые начинают создавать собственные научно-исследовательские подразделения, а иногда и институты. Однако это оправдано в тех случаях, когда конструктивный и прочный альянс с существующими научными центрами невозможен, например, если они находились в других республиках бывшего СССР. Другие, - пытаются диверсифицировать свою деятельность, целенаправленно сокращая долю продукции, разработка, производство, маркетинг и сбыт которой не может контролироваться предприятием. При этом многие предприятия, имеющие средства от экспортных контрактов, инвестируют их в совершенно новые, стратегически несвязанные области деятельности. Попытки такой, крайней диверсификации чаще всего неуспешны.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что на рынке конкурируют не отдельные продукты, а корпорации, представляющие эти продукты. Неудачи в одной стратегической области бизнеса должны компенсироваться успехами в других и не приводить к разрушению корпорации в целом. Следует также принимать во внимание, что предприятия ОПК вынуждены конкурировать на рынке с международными корпорациями. Не с производственными площадками и исследовательскими институтами, а комплексными бизнес-системами, обеспечивающими выполнение всех, без исключения, бизнес-фукнций, необходимых для лидерства в конкурентной борьбе.

Победить в конкурентной борьбе с такими соперниками можно только одним путем - создав более эффективную и полноценную бизнес-систему: с единым центром принятия стратегических решений, общим видением будущего, сбалансированной системой целей, эффективной организационной структурой и ключевыми бизнес-процессами. Хочется надеяться, что в процессе реформирования оборонного комплекса не превратится в очередную кампанию. Десять лет потерь должны были научить нас принимать более ответственные и взвешенные решения, которые позволят сохранить то, что еще осталось и создать условия для эффективного развития в будущем.


:


Корпорация - как комплексная бизнес-система | (4) 

Корпорация - как комплексная бизнес-система

Корпорация - как комплексная бизнес-система

Корпорация - как комплексная бизнес-система

@Mail.ru HotLog Rambler's Top100

 

Powered by CMS -2005™
Dimm5 2005©