[ | Менеджмент | | | ]
 || 

Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США

Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США

Переход от ремесленной к рыночной системе управления че­ловеческими ресурсами был вызван двумя основными тенденция­ми. Во-первых, развитие транспорта и коммуникационных систем дало возможность осуществлять транспортировку товаров между городами и из городов в отдаленные районы. В связи с этим воз­росла конкурентная борьба, превратившись из локального процес­са в явление межрегиональное.

Второй фактор имеет несколько юмористический подтекст. В интересах своих работников мастера старались стабилизировать процесс занятости. В периоды вынужденных простоев они орга­низовывали производство товаров для рыночной торговли. Факти­чески же продажа товаров партиями независимым торговцам по­ложила начало оптовой торговле. Поскольку мастера-ремеслен­ники не были достаточно подготовлены к решению дополнитель­ных задач, связанных с перевозкой больших партий товаров меж­ду городами, пролонгированием кредитов и прогнозированием спро­са, большие возможности открылись для возникшего класса торго­вых капиталистов. С начала Х1Х века торговые капиталисты стали играть важную роль в американской экономике наравне с владель­цами мастерских. Постепенно производители переходили в зави­симость от поступающих им оптовых заказов, что дало возможность торговцам занять доминирующее положение в экономике. С появ­лением внешнего давления взаимоотношения внутри мастерских стали драматически меняться, что знаменовало собой переход от ремесленной к рыночной системе управления ЧР, доминировав­шей в США на протяжении целого столетия. Даже сегодня с по­мощью этой системы можно охарактеризовать взаимосвязи меж­ду служащими, которые составляют почти треть от всех занятых в США.

Если в начале века уровень иммиграции был сравнительно низ­ким, дополнительное количество наемных рабочих быстро находи­ло для себя занятие и потребность в квалифицированных работни­ках и учениках превышала предложение, то картина изменилась с быстрым увеличением темпов иммиграции в девятнадцатом столе­тии. Труд перестал быть предметом дефицита. Давление на владельцев мастерских со стороны торгового капитала с целью сни­жения цен заставило производителей искать пути сокращения оп­латы труда. По словами Рейбека, они начали нанимать неквалифи­цированных работников, женщин и детей; стравливали квалифици­рованных и неквалифицированных работников друг с другом; вся­чески повышали интенсивность труда и понижали заработную пла­ту. Такая практика существовала в периоды промышленных подъе­мов на протяжении всего девятнадцатого века. С формированием рыночной системы управления человеческими ресурсами квали­фицированный и неквалифицированный труд стал рассматривать­ся как переменная стоимость, которая возрастала и уменьшалась в такт подъемам и спадам экономики.

В начале 1800-х годов сформировался первый постоянный ра­бочий союз, в который вошли представители различных ремесел — сапожники, печатники, столяры, изготовители ковров, медники и портные. Началась совместная борьба, включавшая в себя забас­товки, пикетирование и бойкоты. Работники вместе боролись про­тив локаутов, черных списков, штрейкбрехеров.

Но в целом отсутствие развитого профсоюзного движения и строгого трудового законодательства вынуждало каждого рабо­тающего самостоятельно разрешать все возникающие проблемы со своим мастером. Практически не существовало инстанции, спо­собной проконтролировать справедливость решения хозяина об увольнении работника. Постепенно группы квалифицированных сотрудников, работавших вместе с мастером, стали уступать место группам неквалифицированных работников, работающих на масте­ра. Такой сдвиг в организации труда произошел с переходом от небольших мастерских к крупным фабрикам, от ручных инстру­ментов к мощным машинам, от ремесленного характера труда к высокоспециализированной работе с менее квалифицированным содержанием. Система оплаты труда стала ограничивать заработ­ную плату величиной, устанавливаемой с помощью механизма сво­бодного рынка путем сопоставления внешних контрактных цен с внутренними ценами. Значения цен постоянно подвергались серь­езным изменениям, в основе которых лежала возможность заме­ны одного вида труда другим.

Итак, в девятнадцатом веке баланс во взаимоотношениях меж­ду работниками и работодателями стал изменяться в пользу последних. Волны иммиграции, поощряемые предпринимателями, пе­ренасытили рынок рабочей силы. Хроническая безработица лишь укрепляла позиции работодателей. Даже в случаях обращения работников в суд или другие государственные инстанции офици­альная идеология была на стороне предпринимателей. И хотя ра­бочие имели преимущество в ходе избирательных компаний, но социальные теории Джона Лока и Адама Смита, позднее допол­ненные теорией социального дарвинизма, позволяли предприни­мателям эффективно удерживать свои позиции.

Тем не менее, конфликт между рабочими и предпринимателя­ми принимал все более всеобъемлющий характер. Каждое суще­ственное изменение в экономическом укладе сопровождалось за­бастовкой, независимо от того, приводило ли оно к спаду или подъему в хозяйственной деятельности. Конфликты в масштабах всего об­щества сопровождались локальными столкновениями между ра­ботниками и руководством конкретного предприятия, которые в основном были связаны с условиями работы и уровнем производи­тельности труда. Для укрепления своих позиций рабочие старались поддерживать неформальные связи друг с другом в рамках пред­приятия, а по возможности и объединялись в союзы. Практически жизнеспособными оказывались объединения квалифицированных работников-ремесленников; и хотя количество этих союзов сокра­щалось, только шесть процентов рабочей силы не было к концу века объединено профсоюзами. В течение двух последних деся­тилетий девятнадцатого века "Рыцари Труда" предприняли безус­пешную попытку организовать в союз всех рабочих, независимо от профессии и квалификации. Две крупнейшие забастовки, органи­зованные в то время на заводах Карнеги Стил и Пульман, закончи­лись поражением забастовщиков. Острые противоречия между рабочими и предпринимателями стали предоминирующим факто­ром в их взаимоотношениях. И хотя следует отметить, что некото­рые предприниматели сравнительно мягко относились к своим ра­бочим (к этой категории относились кстати и Карнеги с Пульма­ном). Но исследователи, изучавшие основные причины стачки на заводах Пульмана с удивлением обнаружили, что конфликт был вызван как недовольством авторитаризмом руководителей, так и низким уровнем заработной платы, большой продолжительностью рабочего дня.

:


Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США | (2) 

Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США

Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США

Рыночный этап развития системы управления человеческими ресурсами в США

@Mail.ru HotLog Rambler's Top100

 

Powered by CMS -2005™
Dimm5 2005©